На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Чистая баня

1 319 подписчиков

Классифицируем Регламентируем Обучаемся Корректируем готовимся к Чемпионату

Просматривая Чемпионат 2011 в Друскининкае очередной раз возникли вопросы, а почему. Но в данном случае эти вопросы в силе своей возросли, тем более что и голоса судей за кадром глаголили - ЧТО ОН ДЕЛАЕТ МЫ НЕ ПОНИМАЕМ!!!!!! 

По сему позволю себе порассуждать, а за тем предложить некоторые критерии которые могли бы внести ясность в происходящих выступлениях.

По рекомендации хозяин форума, зайдем издалека. И попробуем провести параллели с другими видами спорта и искусства. В балете, в фигурном катании, в боксе, даже при поднятии штанги, существует некая терминология, и названия определяющие то или иное действие. Позиция №2, Батман Тандю, Аксель, Двойной Тулуп,  Хук, Апперкот, Жим, Рывок. Вот только пара названий от каждого вида, и мы хоть даже и не имеем к вышеперечисленным прямого отношения в большинстве случаев понимаем о чем идет речь. И даже иногда разбираемся в тонкостях, в частности чисто выполнен элемент или с помарочкой. Есть еще один вид спорта Гимнастика, и Художественная Гимнастика (можно вспомнить про легкую атлетику) тут не названия приемов интересны, а интересно что 1 спортсмен выступает на нескольких снарядах - об аллегории соревнования по парению и художественной гимнастике попробуем вернутся ниже.

Василий Ляхов справедливо замечает, что качественно пропарить человека можно владея хорошо одним приемом. Однако если  прошел третий чемпионат МИРА давайте начнем разбираться что же в нашем арсенале уже есть и что появляется, что включаем, что не считаем.

И так начнем-с

Последовательность прогрева. От ног к голове, с обязательным акцентом на прогрев рецепторов. Ступней ног. Кистей рук.

Приемы вениками.

Обмахивания - Сверху вниз и Снизу вверх вдоль тела. Сверху вниз и Снизу вверх поперек тела. Обмахивания от головы к ногам и От ног к голове. Обмахивание с касанием. А также обмахивания отдельных частей тела. И все эти обмахивания могут быть как вступительная часть, так и может быть и неотъемлемой частью того или иного приема. Обмахиваниям может придаваться энергетическое значение, например если произвел движение в одну сторону, будь любезен произведи его в другую.

Протирки - могут быть легкие, могут быть "глубокие". По частям тела. И надо знать в какую сторону (например по руке) протирка идет скользящая, а в какую идет с давлением. Опять же имеет ли значение манера ее исполнения, прямолинейная или в виде восьмерки. По классификации протирок наверно стоит попросить помощь у тех школ, которые ими активно пользуются. Например, Белорусы, или Одесса в обиходе за Одесским стилем идет название КролЕк.

Протирки с Припарками - ведь дело в том, что во время всего парения определенную роль играет температурный режим, которым мастер может управлять, путем поддачи пара. Тут тоже просим комментарии. Но об этом ниже.

Припарки - По частям тела. На животе например если во время припарки производить массажное движение, то это движение должно быть по часовой стрелке, так как уложены кишки. (некоторые участники во всех своих выступлениях откровенно работают против часовой). Во время припарки на область поясницы, некоторые выполняют растягивание, некоторые прижимание, некоторые вибрирование. Есть и ограничения в исполнении припарок.

Отбивка - Парная(от слова пара, двойка), одновременно двумя вениками. Парная сходящаяся-расходящаяся, обычно выполняется поперек тела,, это когда веники расходятся внизу и сходятся вверху. Чередующаяся отбивка, или барабанные палочки. Восьмерки (вот тоже интересное название, хотя фактически 2 веника за одну фазу касаются тела только 4 раза, но название уже есть). Наблюдаются троечки, это неполная "восьмерка" когда один веник касается тела 2 раза, а второй только один раз (часто это зависит от координации движения, человек в силу своих привычек не может скоординировать работу второй руки).

Отбивки могут быть разной амплитуды - Низкие, Средние, Верхние. Проскальзывающие.

Отбивки могут быть разной силы действия - Легкие. Нормальные. Силовые (но не до такой силы, когда из человека вытряхивают борщ который он в детском садике ел) Трамбовка, а также Порка, и отбивка с протягиванием, с подхлестыванием. (для мазохистов)

Отбивка обычно используется по всей площади тела, с акцентами, а так же с тщательной проработкой того или иного участка. Есть мнения, что ни в коем случае не следует работать по позвоночнику, а только вдоль его, по обеим сторонам. Возможно, стоит это обсудить.

Темп работы - Низкий. Средний. Высокий. Изменение темпа во время парения, возможен, но желательно чтоб это изменение  выглядело гармонично. Например, смена темпа логична при смене приема, или после поддачи пара, или еще какой логической паузы.

Валик под ноги – на сколько необходимый предмет? Валики бывают разные, можно под ступни и веники подкладывать, можно и солому. Вот только нужно понять, если валик объемный, то вроде логично из под ступней, передвинуть его под колени при перевороте на спину. А если подкладка из веников или соломы?

Укрывание лица вениками – спорный вопрос. Лично по моим выводам сталеварам (ребята Борраса называют их сибиряками) голову может и надо накрыть, а лицо нет. У этих людей подчеркну, на мой взгляд, при накрывании носа и ушей, нарушается адекватное восприятие окружающей среды. Их можно перегреть, а они из за отключенных рецепторов будут твердить, что им мало. Но правила есть правила, надо обсудить.

Во время парения ног и рук, нужно у модели их поддерживать своими руками, в итоге хлопая по ним одним веником? Или модель может поднять руки и согнуть ноги сама, а мастер будет работать двумя вениками? 

Температурный режим в парной на время соревнования - согласен, зависит от информации которую даст модель. Но почему то думается, что на соревнованиях в качестве модели не желательно иметь новичка и дилетанта. Ибо встречаются ребятишки имеющие огромное желание попарится и убегающие через 3-5 минут, при наилегчайших режимах. Новичок и дилетант в качестве модели - это реальная подстава на соревновании.

Эргономика - вообще она нужна для продолжительной работы и совершенно не зрелищна, на соревнованиях это скорее даже минус, трудно создать шоу. Например на вытянутых руках намного зрелищнее выполнить отбивку, по тому что если выполнять ее эргономично, то со стороны это будет смотреться будто человек ходит вдоль лежащего или стоит и еле руками шевелит в области своих бедер. Для модели эффект тот же, а может и мощнее, по тому что отбивочку в эргономичном режиме можно делать подольше, при желании нарастить темп и даже не сбить собственное дыхание. Вот опять вопрос что понимать под Эргономикой на соревнованиях, эргономичность движения, или организация места, ну чтоб тазик под ногами не стоял? 

Контрастные процедуры. Применять только в завершающей стадии, или следует применять контрастные процедуры и при перевороте модели с живота на спину и обратно. И следует ли при этом вылить на модель всю имеющуюся в парилке запасенную воду?

Теперь о соревнованиях. Предлагаю изначально МАКСИМАЛЬНО НАГРУЗИТЬ ПРОГРАММУ ВЫСТУПЛЕНИЯ, опробовать ее практически (не путать с теоретическими измышлениями) после чего определится в совместимости того или иного стиля и придти к приемлемым требованиям. ПОСЛЕ ЧЕГО УТВЕРДИТЬ РЕГЛАМЕНТ, провести ПИЛОТНЫЕ соревнования с дополненными правилами для участников и  судей. 

Например, пока чисто теоретически представляю себе, что возможно совместить Белорусский стиль и КролЕка. По той причине, что оба стиля используют достаточно жесткие кондиции в парной. Если же во время выступления мастер решает продемонстрировать элементы КролЕка, то вероятно перед исполнением мастер просто обязан произвести поддачу пара.

Вот тут можно вспомнить о гимнастике. Выступление с предметами, или на снарядах, надо заменить на демонстрацию того или иного стиля. Правда  для этого нужно несколько парилок, и несколько бригад судей. Тогда один участник за относительно короткий промежуток времени сможет выступить несколько раз за один день, используя разные стили, и разные модели. Хотя это в будущем, я имею в виду несколько парилок, и тем более несколько бригад судей. 

Теперь по кондициям. При разных кондициях разные воздействия. Какую амплитуду отбивки следует использовать при влажности 80%, а какую при 30%. Где рекомендации основанные на практических наблюдениях. Стекло прозрачное, и стекло сильно запотевшее, изменение конденсата на стекле, позволяет без прибора понять, что влажность меняется в ту или иную сторону. А что делает парильщик? Меняет он темп, амплитуду, меняет он приемы? 

Немного о бланках судей. К сожалению не имел опыта в судействе например фигурного катания, или по гимнастике. Но ведь как то оценивают элемент, связку, темп, ритм, амплитуду и чистоту исполнения? 

Вопрос в том как должен выглядеть бланк, учитывающий все эти параметры? И на сколько должен судья в этом бланке ориентироваться, и что он там должен ставить, галочки в графу, или количество баллов в каждую графу и на сколько сложно будет обучить судью?

Нужно придти к соглашению, или мастер показывает программу обязательную, с обязательной последовательностью элементов. Или показывает обязательную программу с произвольной последовательностью элементов. Или показывает определенный стиль, соблюдая критерии последовательность прогрева, и набор обязательных элементов которые возможно использовать при данном стиле. 

Бланк, существующий на сегодня с критерием - выполнено хорошо, но может быть лучше - расцениваю как вариант который себя уже выработал.

И по поводу вступительной речи участника. Если он не заявил о своих манипуляциях, не обозначил вспомогательные предметы, их состав , назначение, эффект применения, то вероятно такие действия должны просто наблюдаться, но ни как положительно не оцениваться, даже при благоприятном воздействии на модель.

А вот отрицательная оценка в данном случае имеет место быть, если это предмет доставил дискомфорт, или мастер неловко с ним управился, или еще какой конфуз, например модель постоянно шевелит ступнями ног, трет их друг об друга, это явный признак что пальцы ног или ступни поджигает, а мастер не обращает на это внимание, продолжает парить....

Картина дня

наверх